В свете новой эры, новое тысячелетие открыло несколько потенциальных рынков, которые можно исследовать и преподносить всему киберспортивному сообществу.

Китай, без сомнения, является примером наличия этих потенциальных рынков. Киберспортивная сцена в Китае растет быстро, с каждым годом внося революцию в игровую индустрию. Любому человеку потребуется совсем немного времени чтобы понять потенциал этой страны с крупнейшим в мире населением в аж 1,4 миллиарда человек. Согласно промышленному отчету, в Китае сейчас свыше 60 миллионов пользователей Интернет. Это вторая в мире цифра после США. Из всех этих пользователей 1/5 часть - игроки в компьютерные онлайн игры. Более того, правительственная организация, которая отвечает за развитие спорта в Пекине - Пекинский Комитет по делам спорта, официально признал геймерство настоящим видом спорта. Как результат, ожидается привлечение миллионов людей в игровую сцену Китая.

Китайские геймеры так же быстро поднимаются на высоты, как это делает нацилональный киберспорт. Возьмите Li "Sky" Xiaofeng, который в этом году будет защищать чемпионский титул на World Cyber Games по WarCraft III. А еще он занял первые места на последних турнирах PGL и IEF. Китайские звезды Quake Fan "Jibo" Zhibo и Yang "RocketBoy" Meng, хорошо выступили на остановке CPL Сингапур, а Jibo даже удалось одержать победу на ивенте. Наконец, но не в последнюю очередь, наглядным примером является Counter-Strike команда wNv, которая выиграла третий сезон WEG и WEG Masters, выбив на своем пути множество известных команд.

И это еще не все. Параллельно с развитием геймерства в Китае, растет и количество поклонников. Фактически, киберспортивная сцена Китая всегда славилась большим количеством фанатов, оказывающих огромную поддержку киберспорту в целом. На каждом турнире тысячи зрителей собираются в одном месте, только ради того, чтобы увидеть своих любимых игроков в действе. Более того, для тех, кто не смог попасть на ивент, доступны LIVE трансляции по телевидению и в интернете.

Так каковы же переспективы в этом, 2006 году, для развития и роста? Возможно китайцы станут лидирующей нацией в киберспорте уже в ближайшем будущем, организуя больше значимых турниров и со временем создавая все больше прогеймерских команд.

Турниры

Stars War 3
(сайт sw.replays.net)

После огромного успеха первого турнира Stars War в 2005 году, китайский WarCraft III коммьюнити портал Replays.Net, решил провести еще два турнира серии, в которых бы приняли участие лучшие WC3 игроки со всего мира. Отборочные проводились онлайн в Китае, Южной Корее и Европе, чтобы определить игроков, которые получат шанс участвовать в этом интересном ивенте.

Победившие участники представляли свои нации или континент (Европу) в команде из 5 человек. Все три турнира серии были проведены в различных районах Китая. Сейчас планируется четвертый турнир серии.

WEG Masters
(сайт wrglive.com)

По итогам голосования - самый ожидаемый турнир 2005 года. WEG, был создан с четкой целью развиться до доступного турнира мирового класса в плане доступности и для наблюдающих за трансляциями по всему миру. Серия ивентов WEG собрала вместе лучших игроков со всех уголков земного шара, в каждом сезоне принимая команды из Азии, Европы и США. В апреле сего года, в Ганчжоу, был проведен турнир WEG Masters, который посетило более 20000 фанатов, а трансляционные партнеры заявили о двух миллионах зрителей трансляции на китайском языке.

Sky представляют на WEG Masters

Сегодня WEG играет существенную роль в китайской индустрии киберспорта, которая формирует социальную инфраструктуру и дает интеграцию китайского бизнеса в индустрию.

China Esports Games
(сайт ceg.net.co)

Проводимый Китайской Ассоциацией Спорта, CEG считается одним из важнейших турниров в Китае. Цель этого турнира - сделать обыденным и увеличить масштаб распространения киберспорта в Китае.

Трансляционная студия CEG

Хотя китайский киберспорт все еще развивается, если сравнивать его с такими успешными моделями, как CPL или CAL, как результат CEG ставит создать более продвинутые условия как для игроков, так и для фанатов, таким образом, чтобы сократить разрыв между Китаем и внешним миром.

ProGamer League
(сайт )

PGL в двух словах - турнир, поддерживающийся Китайским Центром Развития Киберспорта и делегированный правительством Китая вовлечь международный киберспорт в страну. Этот турнир будет проводиться ежемесячно, каждый месяц по различной игре, и включать такие игры, как Counter-Strike, WarCraft III, StarCraft и др. Также, тысячи людей получат возможность настроиться на телевизионную трансляцию или интернет видеострим, чтобы увидеть игры в живую. В начале прошлого месяца PGL начало первый турнир с самой популярной игры в Китае - WarCraft III. Десять сильнейших WarCraft игроков были приглашены для участия, четверо из них были из принимающей страны (Китая), еще четверо - из Южной Кореи и двое из Европы.

Кстати, PGL был организован в достаточно уникальном формате, таким образом, чтобы публика чувствовала большую степень вовлеченности в турнир. Перед каждым раундом публиковался список фаворитов, зрители могли голосовать за своего любимого игрока через интернет. Количество голосов влияло на вероятность прохождения игрока в следующие турнирные раунды, а также определяло какой вылетевший игрок снова получит шанс сыграть на турнире.

KODE5
(сайт [url=http://www.kode5.com/kode5.com[/url])

Серией 20-ти отборочных по всему миру, организация KODE5 Global Gaming Revolution действительно заявила о соревновательном геймерстве всему миру. Этот ивент, закончившийся совсем недавно, также стал первым турниром работавшим с Общекитайской Федерацией Спорта (ASCF) с целью разработки методов стандартизации и регулирования киберспортивной практики в Китае. Благодаря этому сотрудничеству, ASCF официально признает ивент как соответствующий новым стандартам китайского киберспорта. Зрители, попавшие на турнир, получили шанс увидеть своих любимых игроков в действии и взять у них автографы. Благодаря телевизионным компаниям, транслирующим турнир по всему миру, присутствию международных СМИ, а также поддержке толп киберспортивных фанатов, общие финалы KODE5 вознесли геймерство в центр внимания, чего еще не удавалось ни одному игровому ивенту.

KODE5 Global Finals

International Esports Festival
(сайт ief2006.com)

Еще один ивент, который завершился совсем недавно в Шанхае. Раннее он назывался China Korea Cyber Games (CKCG) и проводится совместно корейским и китайским правительством. Отборочные как в Китае, так и в Корее проводились в онлайне, чтобы определить игроков, представляющих свои нации на турнире. В этом году представители Кореи и Китая соревновались в трех различных дисциплинах: StarCraft, WarCraft III и Counter-Strike.

World Esports Festival

Еще один турнир, имеющий право на существование благодаря союзу между двумя азиатскими странами - Кореей и Китаем. World Esports Festival практически повторяет IEF (см. выше), только участвующие команды выбираются на пригласительной основе. Этот ивент проводился в Цин Дао в начале августа этого года.

Интервью с главой Replays.Net и создателем StarsWar - Хао 'Zax' Чоу

Что ты думаешь о сегодняшней киберспортивной сцене в Китае?

Хмм, она становится все лучше и лучше, но пока не достаточно хороша, как в Корее. Нам нужны не только IT компании для инвестиций, а также компании, производящие другие товары, например одежду, еду и т.д.

В ближайшие пять лет, видишь ли ты китайскую игровую сцену, приблизившуюся к корейской? Или даже еще успешнее?

Да, я верю в это и не думаю, что это будет через 5 лет, наверное через 2-3 года.

Какие игры сейчас наиболее популярны в Китае?

WarCraft III и Counter-Strike.

Учитывая это и количество турниров проводящихся в Китае каждый год (WEG, SW, и т.д.) - какой из них наиболее успешный?

Хаха, если вы спросите меня, то я скажу Stars War, поскольку я один из тех, кто стоит за его созданием.

Ты также являешься одним из основателей World Elite, в последнее время команда ищет талантливых игроков с потенциалом, это дает плюс к известности китайских игроков?

Да, в этом году родилось много новых звезд, таких как Fly100%, TED и Sai. Их популярность растет и я верю, что новые звезды появятся и в следующем году. Это также отражает текущее развитие киберспорта в Китае.

В будущем, увидем ли мы в Китае школу геймерства?

У нас уже есть такая школа, но пока она маленькая. Прогеймеры приглашаются в роли "учителей" этой школы, в то время, как студенты платят за уроки.

В Китае прогеймеры зарабатывают достаточно для жизни?

Да, фактически они зарабатывают больше, чем средняя зарплата в Китае.

И какова же средняя зарплата прогеймера?

Около 300-400 евро, в Европе это не так уж и много, но это достаточная сумма для Китая.

Какова ежедневная жизнь прогеймера в Китае?

Практически такая же, как и в Корее. Они живут и тренируются вместе, а мы обеспечиваем их жильем и едой.