Почему Quake не футбол, и почему спонсоры до сих пор не организовывают чампы на каждом углу?

Повод написать появился после прочтения статьи "Киберспорт сегодня" на сервере sport.ogl.ru, ссылку на которую я увидел на cyberfight.ru.

Суть такова, что sKn.Makedonski пытается раскрыть глаза, на то, что беды все наши от того, что никто почему-то не хочет пока спонсировать чампы. А если и хочет, то не сильно рвется. Но вот пройдет время, и людей не понимающих в кваке не останется, мы станем дедами, наши сыновья будут показывать нам рекламу про кресла-качалки, а внуки будут рубиться в кваку, с дворовыми голопузыми пацанами.

Резонные мысли. Ждать - это хорошо. Но есть другой путь - поискать выход из ситуации (ну если нет - то все идем стреляться или ждем до пенсии). Немного подумать - и можно понять - сколько десятков миллионов долларов вкачивается сейчас в кампанию ID Software ее спонсорами (Intel), которым выгодно, чтобы народ апгрейдил свои машины. Зачем бы вам нужен был новомодный GeForce? В HMM играть? Главное - (наша с вами задачи, это, согласитесь, решение) сделать кваку интересной не только профессионалам, но и зрителям, лениво жующим бутерброд с сыром. Как это сделать?

Поделюсь небольшими результатами своих соображений по этому поводу.

1. Первый отрицательный и скучный (отталкивающий момент) в кваке (и кибер-играх вообще, но сейчас речь об ней) - это отсутствие динамичности. Динамичность - это не то, что мелькает перед камерами пятки противника и туда-сюда летают стены (после чего обычно зритель задает лично вопрос по типу: "И как у тебя голова не кружится?" или реплика вроде - "Кошмар, у меня уже голова закружилась"). Согласимся, что зритель смотрит другими глазами на игру и не ищет красивых фрагов. Для нас крутой фраг, это когда никого нет, моргнул рэйл и надпись - "You fragged.." (на самом деле он там кого-то убил). Для обывателя такое положение вещей совершенно не ясно. Отсутствие динамики в основном заключается в том, что зрители видят 95% времени только одного игрока, и лишь какие-то пару-тройку секунд другого, за клубами дыма, пили и шума. Ясно, что интерес у зрителя просыпается когда он видит игрока своими глазами (он не пытается предугадать позицию противника, не считает мегу, потом сверяя с респавном, не проверяет собственную реакцию, думая, среагировал бы он так же, как и тот папа ).

2. Квак это не шоу, и выглядит как шахматы. А шахматы народ смотрит меньше чем футбол, согласитесь:). Почему это не шоу? Для игроков это, конечно же шоу. Что может быть приятней, когда твоя команда перехватила квад? Но лично для зрителя - этот момент опять же не ясен. Он может даже не узнать, что квад взяли, что его взяла его команда, или команда противника. Армор имеет такую же силу, или мега, скажем, на том же ztn3t1. Ведь нас же не оторвешь от монитора - все ждут, когда товарищ соклановец Иван Пострелкин с позывным N перехватит мегу. Для зрителя все это не понятно и слишком запутанно ясно, если ему будет кто-то объяснять, что для чего и почему. Ему же надо так - "Мега респавн. Мега перехвачена! Ура!" (бутерброд падает изо рта на стол, а офигевшие гости вскакивают и бросаются доливать себе пивка). Ведь именно для них реклама сигарет, памперсов, прокладок и куриных кубиков.

3. Зритель не чувствует уровень игрока. И никогда не почувствует, если будет смотреть те демки, которые сейчас есть. Уровень игрока чувствуется только через сравнение с собственной игрой. Также зритель не чувствует уровень игры соперников. В футболе и теннисе все по-другому.

4. Вся игра проходит в тишине. И это огромный минус. Это не просто минус, а жирный крест, который можно поставить на смотримости турниров и чампов. Что мы показываем в ави-мувиках с Еврокапа зрителям? Стук сердца и гром пальбы из плазмы? Извините, это то же самое, что стук копыт лошади и размахивание наездником мечом или пикой. Вот вижу - человек торгует арбузами. Он пройдет не обернувшись, мимо монитора с колонками, из которых будет доноситься бух-бух тада-да-да-да и мелькают непонятные тени (ну может музыку разве послушает). Кто-нибудь, представьте себе футбол без комментатора, в тишине.. Непонятные силуэты гоняют белую точку, шум трибун и непонятный гомон. Ну посидите вы с приятелем, потрещите фисташками в тишине, да и потянется рука за пультом, пощелкать каналами (а люди 30-50 лет, переключат на новости).

Что можно сказать здесь еще? Нужно, чтобы игра смотрелась, завораживала взор, была видна динамика игры, поднадоевшая картинка тут же сменялась новой, с другого ракурса, чтобы хотя бы основные стратегические шаги и тактические перемещения проговаривались, чтобы игра была шоу. Новая игра - новое шоу, с другими участниками, игроки должны работать на зрителя (или хотя бы людям так должно казаться). Нужен просматриваемый уровень игры. И только тогда, будет уже что раскручивать, что показывать, что смотреть, чем гордиться. Когда игру, включив с любого места можно будет смотреть с одинаково-неугасаемым интересом, широкому кругу людей, то считайте что мы на своем пути продвинулись.

Какие у меня есть пути и способы выхода из сложившейся ситуации? У меня есть некоторые идеи, которые, надеюсь, натолкнут кого-то на другие не мене интересные идеи, или просто дадут пищу для размышлений. Но главная цель, разумеется, расшевелить сильных мира сего, которые с утра до ночи потеют на новыми модами, новыми версиями OSP-Tourney, и думают - а чего же еще тут не достает (мне, по мимо игрока, как программисту, не раз сталкивавшегося с подобной ситуацией, знакомо это чувство поиска, и я всякий раз благодарил тех, кто мне подбрасывал новые идеи, хоть они и иногда оказывались не очень тривиальными в практическом решении). Так что думаю, эти идеи не пропадут даром. Возможно я повторю здесь чьи-то мысли, но сразу говорю, если бы я прочитал где-либо что-то подобное в инете, мне бы не пришлось писать сей эпос.

А именно - пути и решения добиться вышеописанных вещей, исправить перечисленные минусы, превратив их в плюсы. Добиться динамики и всего прочего. Для этого не надо менять правила игры в Q3A. Не надо вводить или обуславливать, какие-то особенные моменты на профессиональном уровне в среде игроков, заставлять их делать так и так. Надо лишь по-другому показывать уже проводящиеся игры. Точнее:

1. Ввести новый формат записи демок.
2. Создать новый мод, скажем Q3-DemoShowArena, или изменить какой-либо существующий мод (скажем тот же OSP) для поддевки ниже описанных функций.

Реально это? Да реально. Это гораздо проще создания - мега-пупер новой игры Quake #Новое воплощение, которую все будут любить и обожать, только не ясно будет - будет ли кто-нибудь в нее играть.

Надо уйти от тех убогих демок, которые мы записываем и смотрим сейчас. Подумайте сами - никто же не смотрит футбол из глаз игроков, или теннис. Пусть те демки, которые сейчас пишутся - останутся для профессионалов и игроков. Необходим новый взгляд на игру. Взгляд со стороны, взгляд на битву игроков с максимально эффектной позиции. А точнее - надо ввести по всем картам камеры, зафиксированные и направленные в точку предполагаемого боя. Скажем 100-200 камер ввести по уровню не лишне, пусть люди сами решат, с каких позиций интереснее наблюдать за игрой. Они должны быть развешены по всей карте.